19 апреля 1943 года человек впервые испытал действие ЛСД на себе. Химик Альберт Хофманн в порыве научного любопытства принял 250 мкг вещества, почувствовал странное и от греха решил добраться до дома на велосипеде - поездка, которая стала знаменита. Во время поездки Хофманн ощутил эффекты ЛСД (замедление времени, дома вокруг стали походить на картины Дали), что впоследствии описал в своём дневнике.
С тех пор у ЛСД была непростая история. В 1947 году некоторые психиатры предлагают через психоделик моделировать психоз и таким образом лучше понять шизофрению. С 1949 по 1966 врачи-энтузиасты проводят многочисленные исследования, пробуя лечить тревожные и депрессивные расстройства с помощью единичной дозы ЛСД. На этом не останавливаются - психоделик дают людям с алкогольной зависимостью и получают прекрасные результаты: от нескольких недель до 12 месяцев трезвости. Еще за эти 17 лет организована пара конференций, посвященных перспективам ЛСД-лечения, выпускают бюллетень по теме, совмещают отсроченные эффекты ЛСД с психотерапией и так далее. Но в 1966 году всё заканчивается - психоделик с этого момента вне закона и уходит в контркультуру.
В начале 90-х интерес научного сообщества понемногу возвращается. Проводить масштабные исследования всё еще трудно из-за правового статуса вещества, но небольшие исследования возможны. В общем, уже что-то, тем более с применением современных стандартов и технологий.
В нескольких недавних исследованиях подтвердили прошлые данные: единичный прием ЛСД имеет антидепрессивный и противотревожный эффекты, хотя для точной оценки эффективности нужны еще исследования. Есть данные, что ЛСД существенно помогает при головных болях, имеет противовоспалительный эффект и действительно полезен при зависимостях, включая никотиновую. Еще ЛСД открывает "окно возможностей" - период от несколько дней до пары недель после приема психоделика, во время которого человек лучше реагирует на новый опыт, более общителен, ощущает больше смысла и так далее. Всё это помогает психотерапии, которая и успешнее после единичного приема ЛСД, и её эффекты длятся дольше.
Нужно заметить, что почти все подопытные, несмотря на различия в субъективном опыте, описывали свои переживания как положительные и что интенсивность мистического опыта и ощущения потери Я связана с положительными эффектами. То есть, чем больше необычного пережил человек, тем сильнее улучшилось состояние.
Почему так хорошо?
ЛСД действует через 5-HT2A рецепторы, не напрямую также влияет на некоторые дофаминовые и норадреналиновые рецепторы, но как именно это происходит, до конца не ясно. Зато выяснили, что мозг под ЛСД склонен к энтропии: участки мозга, не склонные вести перекличку в нормальном состоянии, усиленно общаются, а те, что в норме работают одновременно, наоборот, теряют связь. Можно сказать, происходит перезагрузка или смена дирижера на короткое время.
Особенности работы мозга под ЛСД интересно рассматривать в контексте дефолтной системы мозга. Эта система работает, когда мозг не решает внешних задач. Мечтания, блуждания ума, спонтанные ассоциации и так далее - всё это дефолтная система. Во время этих состояний люди думают о своей идентичности, о том, как они общаются с другими, что это для них это значит и так далее. В целом, эта одна из систем, которые тащат за нами нашу уникальность, тот слепок индивидуальности, которым мы себя склонны считать. И эта же дефолтная система нарушена или показывает дисфункции при множестве психических расстройств, включая тревожные и депрессивные состояния. Во время ЛСД опыта, возможно, функциональные связи в этой схеме меняются, что приводит к положительному результату.
Еще один момент, который говорит о пользе перезагрузки: связи между амигдалой и префронтальной корой. Известно, что при расстройствах настроения эти соединения перестают быть гибкими. Преобладает, грубо говоря, какой-то один путь, но психоделический опыт, по аналогии с дефолтной системой, может менять устоявшиеся пути связи.
И третий момент — открытость новому опыту. Благодаря этой особенности психотерапия приносит больше пользы, благодаря ей же, возможно, хорошая перенастройка функциональных связей в мозге остается надолго - психотерапевт или благоприятная среда подкрепляет позитивные изменения в опыте, мышлении, смыслах и поведении. В исследованиях других психоделиков обнаружили, что они усиливают нейропластичность (мозг отращивает новые соединения, новые нейроны, новые синапсы), что может быть нейромеханизмом открытости новому опыту.
Итоги
Результаты исследований оптимистичны, но не стоит ждать, что в скором времени в каждой аптечке появится ЛСД. Все исследования были проведены на небольших выборках и с некоторыми ограничениями. Но пока, похоже, медленно всё идет к тому, что медицинское использование ЛСД когда-нибудь станет привычным.
ВНИМАНИЕ! Текст не является пропагандой потребления ЛСД. Во-первых, лабораторный ЛСД совсем не одно и тоже с тем веществом, которое можно найти на улице. Во-вторых, во всех исследованиях прием ЛСД проводился под присмотром врачей, которые предотвращали негативные эффекты вещества, проводили инструктаж и так далее. Благодаря этому число бэд трипов, например, было минимальным, но в иных условиях будет иначе.
Источники:
- Nichols, D., Johnson, M. and Nichols, C. (2017), Psychedelics as Medicines: An Emerging New Paradigm. Clin. Pharmacol. Ther., 101: 209–219. doi:10.1002/cpt.557
- http://www.nature.com/npp/journal/v42/n11/full/npp201786a.html?foxtrotcallback=true